Погрузиться в чайный мир Российской империи нам будут помогать Тимоша и его отец, купец первой гильдии Иван Филиппович.
«Пей чай — не вдавайся в печаль»
— Папенька, а, папенька, давайте чайку попьем.
— Ну ставь, Тимоша, самовар. Давно хочу я тебе рассказать о предмете этом интересном, чае называемом.
— Папенька, а когда чай-то появился на Руси-матушке?
— Чай привезли нам, Тимоша, китайцы, еще при Иване III, но не понравился государю нашему напиток этот невиданный, иноземный. Хотя если так считать, то чаек-то на Руси раньше, чем в Европе, появился.
— Батенька, а до этого что на Руси пили?
— Ну что-что… Мед варили, квас, напитки из брусники и клюквы да и прочих ягод делали, настойки на травах разных. Популярным очень был напиток из иван-чая — знаменитейший копорский чай, названный так потому, что изготавливали его в больших количествах в селе Копорье вблизи нашего стольного града Санкт-Петербурга. Его даже называли «русский чай» — до сих пор мы его в Европу возим.
— Ну рассказывайте, батенька, лучше про настоящий чай дальше.
— Веке в шестнадцатом казаки наши отважные до Китая добрались, а по возвращении рассказали, как неведомый сей напиток в Поднебесной потребляют. Остался равнодушным к заграничному напитку и царь Михаил Федорович, из Романовых уже который, когда ему посол привез подарок от монгольского Алтын-хана — сундук аж с четырьмя пудами чайного листа. А вот бояре чаек-то оценили и полюбили. И когда уже сын Михаила Федоровича, Алексей Михайлович, в истории оставшийся как Тишайший, мучился коликами в животе, ему чайку-то и поднесли (интересно, с тех пор что ли залежался?) — и о чудо! Царь исцелился и своей милостью распорядился закупать напиток этот чудодейственный. И уже году так в 1679 от Рождества Христова заключен был договор с Китаем о регулярных поставках сего напитка. Кстати сказать, Тимоша, чай-то сначала мы для лечения употребляли, а уж потом стали для удовольствия. При матушке Екатерине Второй, Великой, чаю уже много потребляли — «шесть тысяч нагруженных верблюдов», как батенька мне сказывал. Чай изначально везли сушей — через Сибирь. Опасно это было — на обозы часто нападали разбойники, их «чаерезами» называли. В веке девятнадцатом навострились возить и морем — через Одессу, а уж как Транссибирскую магистраль построили — поставки уж совсем регулярными стали.
— Батенька, а англичане и прочие европейцы, они-то как чай возят?
— По морю, поэтому в основном из Южного Китая, а еще из Индии и с Цейлона, где англичане собственно начали чайные плантации насаждать. В том-то и разница, что мы по суше могли чай везти с любого уголка Поднебесной. Поэтому и выбор у нас, говорят, больше, чем в Европах всяких. Читал я здесь на днях в газете воспоминания француза одного: «Русские, даже самые бедные, имеют дома чайник и медный самовар и по утрам и вечерам пьют чай в кругу семьи… деревенская простота жилища образует разительный контраст с изящным и тонким напитком, который в нём пьют». Ооооох, завидует!
Чаааааай… Да есть в этом слове что-то китайское.
— Да, Тимоша, чай испокон веков в Россию поступал из Северного Китая — есть там город Ханькоу. Поэтому и русское слово «чай» ближе к северокитайскому, или, как его еще называют, мандариновскому произношению.
А как чай-то, батенька, пьют?
— Говорят, в России есть пять традиций чаепития: дворянская, купеческая, мещанская, общепитовская и совсем уж простонародная. Аристократы, которые чай пить-то стали только в веке восемнадцатом, копируют англицкий способ пития – чопорный, со сложностями и правилами всякими. Мы-то, купцы, пьем, как душа попросит, но главное – чтобы стол от яств ломился. Мещане (чиновники там разные, лавочники, разночинцы) подражают аристократам, но очень сильно упрощают процедуру, а от нас, купцов, богатство закусок на столе перенимают. Кстати, именно благодаря их посиделкам появился романс. Про общепитовскую традицию я тебе попозже расскажу. Ну а простому народу (рабочим и крестьянам) денег на чай не хватает, так что они иван-чай, малину, зверобой и иные травки-муравки заваривают. Так, Тимоша, самовар, кажется, поспел.
— Батенька, а расскажите откуда пузатенький этот появился?
— Не поверишь ты, Тимоша, но мне еще мой батенька рассказывал, что самовар — предмет не исконно русский. Знавали нечто подобное и в Китае, и в Японии, и в Персии. А сама идея якобы еще в Древнем Риме зародилась. А на Русь диковинку эту царь-батюшка Петр Великий завез, из поездки своей в Голландию, но мастера наши, башковитые, из Тулы конструкцию-то эту до ума довели. А потом и на Урале стали самовары делать. Хотя многие спорят с этим, говорят, что самовар испокон веков использовался на Руси-матушке, сбитень в нем еще готовили. В народе у нас говорят: С самоваром-буяном чай важнее и беседа веселее!
— А кроме самовара, что еще на Руси для чая было изобретено?
— Матушка Елизавета, Великого Петра дочка, решила и производство фарфора наладить, чтобы добрый напиток из добротной посуды пить. Ну про Императорский фарфоровый завод, для этой цели основанный, я тебе как-нибудь в следующий раз расскажу.
— А как чай заваривать-то правильно?
— Ну смотри – вода в самоваре нагрелась — пора чай заварить в этом большом чайничке, который на самоваре стоит, а потом этот чайник еще накрыть вот бабой этой в пышной юбке, чтобы тепло не уходило.
И знаешь, Тимоша, только у нас принято не только заваривать чай на каждого, но и делать в чайнике крепкую заварку, которую уже каждый может разбавить, как ему по вкусу кажется. А еще иногда чай «моют» – споласкивают его кипятком и сразу такую воду выливают, чтобы пыль с грязью, которые якобы образуются во время долгой перевозки, убрать. А на самом-то деле правила чаепития только в Англии есть, русские же люди что живут, что чай пьют, как Боженька пошлет и душа прикажет.
— Батенька, а сахарок-то где? Чем наша манера пития от дворянской отличается?
— Ну смотри, сынок, мы чай-то в блюдца широкие наливаем, чтобы быстрее остывал и пьем не спеша, прихлебывая. Аристократы-с же, дурьи их башки, считают, что это вульгарно. Как народ говорит, в городе чай — гостям угощенье, в деревне — себе наслажденье.
— Сахарок-то какой вкусный.
— Вот и сахар дворяне в чай кладут, а мы грызем, вприкуску. Так и вкуснее, да и экономия опять же. За чаем не скучаем — по семь чашек выпиваем, так и сахар в каждую класть не напасешься. В народе и другая поговорка всегда ходила: Где уж нам, мужикам, чай с сахаром пить. Это мы себе сейчас сахар можем позволить, а до этого сахар был предметом роскоши. Поэтому девушки и женщины из зажиточных семей зубки себе и чернили, чтобы показать, что могут-то они себе сахарок позволить. Хотя женщины очень долго чай не пили, уж больно вкус им казался горьковатым, с непривычки-то после сбитня с медом.
— Слышал я, батенька, что много разных сортов чая бывает. А какой на Руси-матушке-то наиболее популярный?
— Куст-то чайный один, Тимоша, а вот какие листики собрать и как их потом обработать — вот оно где многообразие чайное появляется. Черный чай был всегда наиболее популярным в Российской империи. Его как чистый возили, так и с цветочками всякими. Хотя вот и зеленого чая закупали много. Только вот за фунт зеленого отдать приходилось по двенадцать рублей, а за черный — всего-то два. Так что народ наш к чаю зеленому не приучен оказался. Китайцы только русским и только за меха некоторые редкие сорта продавали — вот, например, желтый императорский – все мечтаю попробовать, только где уж мне. Привозили много и кирпичных чаев – ну это понятно, что такое – были они весьма и весьма популярны среди самых широких слоев. Кстати сказать, чайной столицей всегда Москва-матушка считалась, здесь около двух третий всего ввозимого чая потребляется. Москвичей нередко «чаевниками» называют. От жидкого чая, «сквозь который Москву видать», москвич отказывается. Да уж, знают москвичи в чае толк. А в Петербурге, стольном нашем граде, кофейком все больше балуются, в подражание европейцам.
— Батенька, мы же в гости в следующее воскресенье пойдем. Научите, как правильно показать, что не лезет уже чая больше.
— А ты чашку вверх дном на блюдце поставь — всем и ясно будет. А аристократы-с эти перед тем, как чай пить, размешивают сначала сахар в чашке и ложечку-то потом на блюдце кладут. А вот если не желают больше, то кладут ложку обратно в пустую чашку. А вообще на Руси всегда считалось, что коль чаем угощают, значит, уважают.
— Рассказываете Вы, батенька, зело интересно.
— Что тебе еще поведать. Первые русский чайные появились совсем недавно — при императоре нашем Александре Втором Освободителе в Москве. Открывались они аж в пять утра, что отличало их от других заведений, которые начинали пускать посетителей намного позже. От чая, известное дело, пьян не будешь. Да и в чайных этих алкоголь ни-ни! Тогда же начали активно внедрять традиции чаепития в русской армии, чтобы солдаты, упаси Боже, сырую воду не пили и всякими там заразными болезнями не страдали, а то у нас долгое время потери от грязной воды были больше, чем от ранений. На каждый день было положено где-то по два грамма чая и двадцать пять граммов сахара.
— А что значит «пить чай с полотенцем»?
— О, это, Тимоша, хорошая традиция, когда перед чаепитием на шею полотенце вешают – «для утиранию пота».
— Батенька, а кто чаем торговал?
— Хорошие вопросы, Тимоша, задаешь. Торговать начали французы, что на Кузнецком мосту лавки имели, а уж русских на вторых ролях держали. Но после Войны Отечественной, когда французы Москву пожгли, стали этой отраслью сверхприбыльной немцы с евреями заправлять. Да и русских среди торговцев было немало, в особенности, из сибиряков, которых на старости лет к столичной жизни потянуло. А к началу нашего века в самом центре Поднебесной, на северном берегу их главной реки Янцзы в городе Ханькоу (помнишь, я тебе уже про него говорил?) возникла даже большая русская колония, где работала крупнейшая в мире фабрика по производству кирпичного чая купца Литвинова.
— А сколько чая привозят на Русь-матушку?
— Слышал я, что мы с англичанами делим первенство по закупкам чая. Но несмотря на огромные закупки, на душу населения в России потребление небольшое – всего лишь десятое место в мире. Русские люди, в отличии от англичан или японцев, чай умеренно заваривают. Зато зело велико разнообразие чая благодаря предприимчивости нашей, купеческой, вон многие мои знакомые целое состояние на чайном деле-то сделали.
— Батенька, а что значит пословица «Кяхтинский чай, да муромский калач, — полдничает богач». Что такое кяхтинский чай?
— Есть такой, Тимоша, город на границе с Монголией, которая частью Китая является. Очень уж там бурная торговля идет. Называют этот город то «Москвой на Востоке», то «Столицей чая», а то и вовсе «Городом миллионеров».
— Батенька, а помните, я давече у Ивана Гончарова читал: «Впрочем, всем другим нациям простительно не уметь наслаждаться хорошим чаем: надо знать, что значит чашка чаю, когда войдешь в трескучий, тридцатиградусный мороз в теплую комнату и сядешь около самовара, чтоб оценить достоинство чая». Хороший все-таки чай напиток, наш, русский.
— Выйдет все-таки из тебя, Тимоша, толк. Ладно, заговорил ты меня совсем, что и чаек у нас закончился. Пора и работать. Действительно говорят, выпьешь чайку — забудешь тоску.
Ирина Кацман, постоянная покупательница ЧаоЧай
Чай для чайников |
|
Вы должны войти для размещения комментариев.