Про чайные традиции в Советском Союзе нам расскажет секретарша Людочка из «интеллигентов». К ней обратился за помощью ее начальник – директор завода им. Красного Знамени одного провинциального городка Иван Иванович, которого пригласили в Москву к высокому начальству. Мужик был Иван Иванович простой, в этикетах высоких не сведущ. И решил наш Иван Иванович просветиться.
— Вы, Иван Иванович, главное, когда сахар в чае будете размешивать, ложечкой-то по чашке не стучите. И ложечку не забывайте на блюдечко класть, а не как обычно — чай пьете, рискуя себе глаз выколоть.
— А я вот больше привык чай из стаканов пить.
— А знаете ли, Иван Иванович, что привычка пить чай из стеклянных стаканов — это исконно наше, руское, изобретение. Появилась эта традиция в семнадцатом веке в Новгороде, там же придумали и первый подстаканник, но был он тогда деревянным. Со временем стаканы стали заменяться фарфоровыми сервизами, но это, в царской-то России, не все могли себе позволить. Долго в трактирах чай как настоящий мужской напиток подавали в том же, что и алкоголь, а зачастую с этим алкоголем и смешивали. А в наши времена хороший подстаканник стал символом высокого положения. Вон у вас подстаканник какой добротный, серебряный.
— Ну да, отдел стандартизации на прошлый юбилей подарил.
— Кстати сказать, Иван Иванович, после Великой Октябрьской Революции для того, чтобы координировать, что делать с оставшимся от царской России чаем, была создана специальная организация «Центрочай». Закупать чай за границей начали только после 1923 года, хотя уже сразу после Великого Октября начались соответствующие переговоры с Китаем.
— Все ты, Людочка, знаешь, а чай-то у нас сейчас свой или заграничный?
— Чай производить на просторах нашей бескрайней Родины начали в полном объеме только после Великой Октябрьской Революции. Хотя скромные попытки, знаете ли, предпринимались еще в царские времена. Читала я, что первые размышления по этому поводу появились еще в конце восемнадцатого века – планировалось покупать кусты в Японии и высаживать их вблизи Кизляра – южнее на тот момент в Российской империи ничего не было. Ну а первый письменно зафиксированный случай произошел году в 1817-ом, в Крыму. Потом богатые помещики и иностранцы, женившиеся на русских (хотя по большей части грузинских) красавицах, занимались этим благородным делом. Большую роль сыграла в этом, теперь об этом уже можно говорить, православная церковь – считалось, что чай воспитывает воздержание. Но в целом, царское правительство производством этим особенно не интересовалось, так что разведение чайных кустов было занятием богатых чудаков. Да и кстати сказать, ни Китай, ни Япония не были заинтересованы в независимости Российской империи по «чайному вопросу», так что семена чайных деревьев перед отправкой еще и обливали кипятком, чтобы наверняка не проросли.
— И большие плантации были?
— Ко времени Революции общая площадь едва достигала девятьсот гектаров, а в год производилось порядка 130-140 килограммов чая. Это уже после Великого Октября целая всесоюзная программа была разработана. Тем более и Владимир Ильич, и Иосиф Виссарионович чай очень любили.
— Людочка, а где у нас чай выращивают?
— Людочка, а где у нас в Союзе чай выращивают?
— Сначала стали в Грузии выращивать, где-то в конце двадцатых годов. Чайный куст мог не только грузинские, но и настоящие русские холода переносить (аж до минус 25 градусов). Еще восстанавливались старые и создавались новые плантации в Азербайджане.
— Ну насколько я слышал, и в нашей РСФСР тоже чай выращивают.
— Правильно, Иван Иванович. В 1936 году появились первые плантации в Краснодарском крае, изначально только в двух районах – в Адлеровском и Лазаревском, но а потом – грянула война с фашистской Германией. Так что изыскания были продолжены уже была после 1949 года, когда страна более уверенно на ноги встала.
— А больше нигде не пытались чай выращивать?
— Закладывали еще пробные плантации у нас в Ставропольском крае, Закарпатской области на Украине, а еще в Казахстане. Надо сказать, эксперимент оказался весьма успешным — кусты спокойно переживали зиму, и лист был вполне неплохой, но затеи эти была признаны нерентабельными – ну мне ли Вам, Иван Иванович, рассказывать, Вы у нас известный хозяйственник.
— А наш советский чай мы продавали в братские страны? Или сугубо для внутреннего потребления использовали?
— Экспортировали мы чай в Польшу, Чехословакию, ГДР, Румынию, Венгрию, Болгарию, а еще в Афганистан, Сирию, Южный Йемен, Монголию. Ах да, про Югославию забыла.
— А потом что случилось?
— В конце шестидесятых в Грузии заменили ручной сбор механическим якобы для экономии времени и сил. Но это сразу же отрицательно сказалось на качестве. Да и климат в Грузии, как ни крути, все-таки не самый подходящий.
— И что? Стали больше чая закупать?
— Ну да. С Китаем, как Вы, Иван Иванович, помните, отношения у нас были, мягко говоря, не очень, вот и стал Советский Союз импортировать чай из Индии, а еще со Шри-Ланки и даже из Вьетнама, Кении и Танзании. Но достать импортный чай в Москве, как говорят, еще-то можно, а вот у нас, в нашей глубинке, сложнее. Да и несколько лет назад исчезли все чайные плантации в Индии и на Шри-Ланки, так что совсем хороший чай пропал – по талонам достать только можно. Слышала я, что недобросовестные люди настоящий индийский или цейлонский чай смешивают с турецким или нашим грузинским и из-под полы продают — вот ужас, правда?
— А турецкий чай — это который стали по телевизору недавно рекламировать? «Пьем за дружбу и любовь»?!
— Да-да, он самый. Ах да, забыла сказать, есть чаи № 36 и 20 — это официальные смеси, то есть купажи, индийского и грузинского чаев.
— Ах, Людочка, не разбираюсь я в тонкостях этих ваших, мне главное, чтобы закуска была хорошей. А индийский — этот тот самый чай «со слоном»?
— Да, Иван Иванович. Тот самый. Желтые пачки — это высший сорт, а похуже, первый сорт — красно-зеленые. В народе говорят, что настоящий индийский чай — это где на этикетке слон хобот вверх держит. Шутят, наверное, так.
— А как наш чай по сортам делится?
— Черный чай в у нас делится на следующие сорта: букет – это наивысший сорт, чуть менее ароматный – экстра, потом высший сорт. Есть и еще хуже – первый сорт (с чайными побегами, или, как их называют, «дровами») и второй сорт (ну это вообще чаем сложно назвать).
— Я про чай по номерам что-то слышал, только не помню, что именно, да и ты, кажется, что-то упоминала.
— Это Вы, Иван Иванович, наверное, зеленый чай имеете в виду. Ему у нас номера даются — от 10 до 125, с шагом по 5 или по 10 – чем выше номер, тем чай лучше.
— Много ты, Людочка, знаешь.
— Да уж больно чаек я люблю, слабость это моя, хоть и найти чай сложно у нас стало, хороший-то. Привезите, Иван Иванович, чайку-то хорошо из Москвы, пожалуйста.
— А, Людочка, давай вместе в Москву махнем?
Ирина Кацман, постоянная покупательница ЧаоЧай
Чай для чайников |
|
Вы должны войти для размещения комментариев.